Повышенное артериальное давление увеличивает риск развития ишемической болезни сердца у пожилых пациентов

В России, как и во всем мире, отмечается значительный рост численности населения пожилого и старческого возраста, увеличение ожидаемой продолжительности жизни.  В связи с этим увеличивается распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, в частности артериальной гипертензии.[1]

Кандидат медицинских наук, кардиолог ГКБ №40 (г.Екатеринбург) Светлана Веденская рассказала что «до 50 лет повышенное диастолическое артериальное давление (АД) определяет риск развития коронарных событий, в то время как у пациентов старше 55 лет основными предикторами развития ишемической болезни сердца являются систолическое и пульсовое артериальное давление».

«Систолическое артериальное давление повышается с возрастом и наиболее трудно поддается контролю. Четко установлена взаимосвязь между повышением систолического АД и риском инсульта в зависимости от возраста. При этом, если систолическое давление с возрастом увеличивается, то диастолическое давление растет примерно до возраста 50 - 60 лет, а затем начинает снижаться - в среднем на 10 мм рт. ст. к концу жизни» - объяснила Светлана Веденская.

Повышение пульсового, систолического и снижение диастолического давления обусловлены жесткостью сосудов, которая возникает вследствие структурных и функциональных изменений при старении организма (гипертрофия гладкомышечного слоя стенки сосуда, кальцификация и др).

Как сообщила кардиолог, у пожилых часто встречаются такие состояния  как псевдогипертензия и «гипертензия белого халата». Псевдогипертензия - завышение показателей АД на 10 - 50 мм рт.ст. при непрямом измерении с помощью манжеты, поскольку манжета не может пережать ригидную, (вследствие утолщения и кальцификации) стенку артерии. «Гипертензия белого халата» – довольно распространенный феномен среди пожилых людей, при котором повышенные цифры артериального давления регистрируются на приеме у врача, а при измерении методом суточного мониторирования АД  или самоконтроля показатели АД остаются в пределах нормальных значений.
        «У пожилого пациента подбор терапии обязательно должен учитывать наличие старческой астении и функциональный статус пациента. Для этого нужно выявить индивидуальные медицинские, психологические и функциональные ограничения у пациентов пожилого возраста. В качестве лечения предлагается как немедикаментозная, так и медикаментозная терапия.

Что касается немедикаментозного лечения, тут есть свои нюансы.  Рекомендации по снижению избыточной массы тела и введения ограничения потребления соли у таких пациентов могут быть не вполне применимы и даже опасны. Например, если после 80 лет пациенты начинают худеть, то при этом утрачивают значительную мышечную массу, которой и так недостаточно - это может повлечь риск падений и других возможных осложнений», – подчеркнула Светлана Веденская.

Основой немедикаментозной терапии также является отказ от курения. Пожилым пациентам особенно тяжело отказываться от курения. Это связано с тем, что продолжительность табакокурения в их случае слишком длительная, степень зависимости слишком высокая. Пожилые люди, рассказывает кардиолог, понимают пользу отказа от табака, однако полагают, что ущерб уже нанесен и не видят смысла для себя в попытках отказаться от курения.

«Золотым стандартом для последующей успешной терапии является полный отказ от курения сигарет на любом этапе развития заболевания. При невозможности полного отказа от курения целесообразно применять так называемую концепцию снижения вреда для минимизации рисков пациента. Пациентам, которые не отказываются от вредной привычки, можно предложить переход на бездымные продуты, в которых табак нагревается, а не горит. Некоторые врачи считают, что советовать переход на альтернативные никотинсодержащие продукты неэтично, но у пациента всегда должен быть выбор по минимизации риска для здоровья», – рассказала Светлана Веденская.

Медикаментозное лечение предполагает использование всех классов препаратов, в основном это антагонисты кальция, тиазидные диуретики, ингибиторы АПФ, бета-блокаторы и другие – по показаниям.

Кардиолог добавила, что существуют пределы медикаментозного снижения АД: «У очень пожилых пациентов резкое снижение уровня давления может сопровождаться гипоперфузией жизненно важных органов, в том числе головного мозга, с прогрессированием когнитивных, физических, функциональных и других расстройств. Более высокое давление, наоборот, может быть компенсаторным механизмом, направленным на поддержание адекватного кровоснабжения, что, в конечном счете, обеспечивает лучшую выживаемость и минимальный функциональный дефицит».

 

[1]Синдром повышения систолического артериального давления (САД) от 140 мм рт. ст. и выше, и одновременно или самостоятельно — диастолического АД (ДАД) ≥ 90 мм рт. ст.